Cамоосвобождающаяся игра

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФРАКТАЛЬНОЙ МАНДАЛЫ Печать

Итак, «...эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни» 251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и «изолированный объект»... свойства частицы могут быть поняты только через ее активность, то есть ее взаимодействие с окружающей средой... и их следует рассматривать как неделимые части одного целого...» 252 И это крайне важно! Театр Реальности, универсальным творческим выражением которого является Фрактальная Мандала, имеет не статический, но динамический, плазменный характер. Она функционирует в стиле «Магии Хаоса» и «fuzzy thinking», (нечеткого, женского мышления), то есть «...здесь царят лишь перемены» 253, или, словами Ильи Пригожина: здесь «…порядок парит в беспорядке»! 254 И здесь, невозможно дерзновенно воскликнуть подобно Фаусту: «Остановись мгновение…», здесь можно только течь, переливаться, бесконечно расширяться, перетекать из одной формы в другую, можно только танцевать, только играть, подобно примеру самого Гёте: «Единственное, что я умею, так это играть… Так играл я в своей юности, не сознавая того; так и буду продолжать сознательно всю свою жизнь» 255, или великому Леонардо, который по словам З.Фрэйда «…продолжал играть как ребенок всю свою взрослую жизнь, тем самым приводя в недоумение современников»… И правильно, «…ведь мир – лишь символическое отображение истины, коллективная галлюцинация, изменяющаяся система знаков. (…) Человеческая история – смена знаковых систем, посредством индивидуальных и коллективных ритуалов изменяющая всеобщую галлюцинацию» 256

Одним словом, эта «паутина» взаимопроникающих связей наделена жизнью. Она непрестанно движется, развивается, изменяется... причем крайне стремительно. То есть «…в пути природы ничто не застаивается, поэтому и возникает тьма вещей» 257. И более того, самого человека сегодня следует рассматривать как информационную структуру, проявляющую при определенной степени «сгущенности» физическое тело, «…которое представляет собой богатый источник нелинейных фракталов, причем, фракталов золотого сечения» 258. На примере фрактальных множеств эту стремительно разростающееся многообразие можно обнаружить, например, в макроскопическом мире, здесь «…все тела, окружающие нас, кажутся пассивными и неподвижными, но стоит увеличить «мертвый» камень или металл, как сразу же обнаруживаются неопровержимые доказательства его динамической сущности. Чем больше увеличение, тем более динамический характер обнаруживает наблюдаемая нами картина» 259. Например, работая над той или иной ситуацией или ролью, нам иногда кажется, что все остановилось, кончилось, замерзло... но становясь все более опытными, мы начинаем замечать, что это далеко не так! Информация, аккумулируемая в Мандале, развивается. Происходит неуловимый процесс тончайших новообразований, парадоксальных соединений и трансформаций... то, что можно назвать «спонтанной самоорганизацией». И это означает, что Фрактальная Мандала как почва - если в нее брошено семя, она будет питать ее своими соками! Она, как мать, не прилагает никаких сознательных усилий, чтобы вынашивать плод. Процесс вынашивания – это самоорганизующаяся потенция и нелинейная динамика. Гераклит, Лао-Цзы, Будда и обычные деревья за окном знают это! цветы и вода знают это! земля и солнечный свет знают это! Линейная логика для них не работает. И именно так функционирует вся ткань взаимосвязей во Вселенной. 260 Одним словом, Фрактальную Мандалу важно рассматривать как единую динамическую структуру, пребывающую в постоянной вибрации, в постоянном танце... находящуюся, вспоминая слова Стюарта Кауффмана, «…у края хаоса», и «...мы еще можем вспомнить, как жить и как занять свое настоящее место в этом соединяющем узоре - лишенном швов материи всех вещей» 261. Так, ключ к мастерству «…не в том, чтобы реагировать на беспорядок, а в том, чтобы создавать его» 262!

ВНИМАНИЕ! ЭТО РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ!

Я прекрасно помню тот момент, когда мой Ум впервые проявился в осознании динамической природы Фрактальной Мандалы! Я помню, что в это мгновение как бы отрезал от себя огромный, напоминающий  грохочущую связку из консервных банок шлейф невротичного беспокойства, всепоглощающего одиночества и страха. Я понял, что все зависит от моей собственной творческой силы, и что всему свое время. Так, я стал мыслить целое как текучесть и обрел так называемый покой в движении, деяние в недеянии, или статику в динамике... Это можно объяснить как «…синтез последовательности и одновременности. В аспекте частей целое проявляется последовательно, но, будучи неделимым и идентичным самому себе, оно одновременно присутствует в каждой из своих частей». Или чуть иначе: «Если хочешь видеть мир, ты должен стать самим изменением» 263.

Итак: не мешайте «Цветку Жизни» созревать, не торопите его, не суетитесь, посадили семена - терпеливо ждите и будьте готовы снять урожай! ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ! Все действия созревают в нужный момент благодаря переплетению сил Природы; «…однако человек, погрязший в заблуждениях эгоизма, думает, что это он - деятель» 264. Или еще лучше: «Природные законы не являются внешними силами по отношению к вещам; они воплощают гармонию движения, свойственную самим вещам» 265. ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ! Осознание этой простой формулы было одним из самых грандиозных событий в моей жизни. Оно означало, что ничто во Вселенной не отделено друг от друга... и что все здесь существует в «...виде неотъемлемых компонентов неразрывной сети взаимодействий. Эти взаимодействия питают бесконечный поток энергии, воплощающийся в обменах частицами, динамическом чередовании стадий созидания и разрушения...» 266И каждый из нас частичка и одновременно целое этого фантастического танца! И почему это возможно? Потому что каждый атом Фрактальной Мандалы и вся ее «вложенная» друг в друга «сетевая» структура пульсирует изначальным единством трех уровней Повелителя Игры, наслаждаясь и оргастически самоосвобождаясь посредством этой игры каждое мгновение! «Тот, кто безостановочно создает миры, – троичен! Он есть сущность, субстанция и жизнь. Каждый заключает в себе двух остальных и все три составляют одно в Неизреченном» 267. И самое забавное во всем этом то, что здесь ничто не нуждается в твердых основаниях! Потому что в современной нам Вселенной, с легкой руки Джефри Чу 268 (ученого-физика, обладающего шокирующим чувством юмора), для описания различных явлений позволительно и даже необходимо использовать различные модели и схемы, ни одну из них не рассматривая как фундаментальную и единственно верную. Одним словом, опять и опять вспоминая Дона Хуана: «...все это только способы объяснить мир»! И на сегодняшний день этот мир представляет собой не что иное, как сеть взаимосвязанных и согласованных между собой моделей, каждая из которых имеет свободу и право разворачивать свою предельность в своей собственной версии и на своей собственной территории.

Вывод: идентификация себя с Силовым Полем танцующей Фрактальной Мандалы означает, что мы течем вместе с процессами, происходящими в ней. Мы не схватываем явления, мы само «оргонное излучение» 269, мы не расчленяем пространство на субъект-объект, не «замораживаем» его и ничего не диктуем, мы просто любим и готовы вместить в себя любую идею, любую игру, вкладывая во все это мощь Самоосвобождающейся Потенции Ума. Потом мы заботливо ухаживаем за тем, что посадили, и активно ждем... наслаждаясь процессом созревания реальности.

Еще раз: мы концентрируемся на доверии плодоносящим качествам Фрактальной Мандалы, плодоносящим качествам того, что многие мастера называют артистической, или художнической природой. Мы испытываем глубинное признание самоорганизующейся мощи пространства, самоорганизующихся сил фрактального «Цветка Жизни», «Великого Гнезда», «Мыслящей Материи». И это означает, что мы доверяем Творческому Принципу Вселенной, доверяем своему Уму, доверяем своей творческой силе!
Ха!



251 Крылатое выражение Йоганна Вольфганга фон Гёте.

252 Фритьоф Капра «Дао Физики» (Издат. «София». 2002).

253 «И-цзин». Китайская классическая книга перемен. (Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников.)

254 И.Пригожин & И.Стенгерс «Время, хаос, квант» (М. Издат. группа «Прогресс», 1994) «Известно, что от ритмичной работы сердца зависит жизнь человека. Но работа мозга должна быть предельно нестабильной. В противном случае, вы будете страдать эпилепсией. Это доказывает, что нерегулярность, хаос ведет к сложным системам. Это не беспорядок. Напротив, я сказал бы, что хаос – это то, благодаря чему возможны биологическая жизнь и умственная деятельность. Мозг обладает такой изберательностью и нестабильностью, что достаточно малейшего усилия для установления порядка» (И.Пригожин.)

255 Йоганн Вольфганг фон Гёте. Письма. Источник цитаты утерян. Выписка из моих записных книжек.

256 А.И. Нефедов «Трудно быть Магом» (Минск., издат. «Книжный дом» 2005)

257 «Чжуан-цзы». Древнекитайская философия, т. 1. (М. Издат. «Мысль» 1972.)

258 Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. «Гармония хаоса, или Фрактальная реальность»., (Спб. ИД «Весь»., 2003) С точки зрения современной науки, сегодняшний человек в своей бесконечно расширяющейся деятельности предстает очень сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом. Фактически, все развитие культуры видится нам как развитие фрактальности человека. Сейчас трудно определить причины появления и начальные "затравки" фрактальных структур в первобытной деятельности людей. Ведь у человека мышцы, костное (скелетное) да и любое клеточное строение, легкие, мозг и многое другое имеют фрактальную структуру. В современном мире, развитие науки и всей современной технологии оказывает огромное влияние на образ жизни людей. Человек создал свою подобность в технике и стал познавать себя посредством техники, т.е. возник фрактал человека, который он сам назвал homo tetechnicus. То есть, в XX в. весь технический мир стал механическо-кибернетическим образом человечества. В XXI подчиняясь инстинкту фрактальности, человек пытается уже самовоссоздать себя. Клон - это тоже фрактал. Первое клонирование, т.е. фракталирование проводилось в растениях (клубника и т.д.), далее в животных (мышка Маша, овечка Долли), теперь пришла очередь воссоздать свой собственный образ. Вместе с тем, человечество развивает и свою социальную фрактальность. Человек живет в социальном образе. Если он не знает, как себя вести, то образцом его поведения выступают похожие, т.е. фрактальные объекты и явления. Подражание это разновидность подобного, образного, фрактального поведения. То есть, человек, воплощаясь в кого-то или во что-то, тем самым строит себя по образу и подобию того или иного объекта - другого человека или существа. Таким способом человек сам себя образовывает и социализирует. Военные структуры почти полностью описывают фрактальность человека. Например, полевая разведка – глаза, государственная разведка – уши, военный штаб – мозг, механизированная пехота – ноги, и т.д. В этом же ракурсе можно увидеть организацию государства, которое тоже подобно человеку: парламент - мозг, воля; правительство - тело т.д. Т.е.: "государство - это я". Но наряду с природными и социальными проявлениями фрактальности человека особого внимания ученых заслуживают сегодня и фракталы духовного порядка. Действительно, чувство сопереживания и сострадания возникают как раз на основе существующих в человеке фрактальных чувств, демонстрируя тот факт, что вся психика человека, по природе своей - фрактальна. Во всех произведениях искусства в той или иной мере раскрывается внутренний мир человека, и этот художественный процесс так же фрактален. По мнению Князевой Е.Н. и Курдюмова С.П.,"... всякий творческий акт в науке можно истолковать как фрактальный по своему характеру, т.е. как несущий в себе природу всей науки в её истории". Наши синергетики пишут, что не только наука, но и культура в целом, тоже описывает фрактальные узоры. "Каждая её часть, каждое её событие репрезентирует целое". Причем это целое и не только природное или социальное, но оно очеловеченное, одухотворенное целое. Фрактальные воззрения "облегчают" познание мира, потому что фракталы позволяют компактно сжимать информацию, удобно строить модели, более эффективно составлять прогнозы, описывать самоорганизующие процессы. Можно много говорить о роли и месте фракталов в науке и искусстве. Но важно иметь ввиду, что феномены мысли, знания, науки и искусства представляют собой духовную форму фрактальности человека. Люди стремятся к построению целого фрактала человека. Но поскольку человек - развивающееся деятельное существо, постольку и целостный фрактал человека предполагает непрерывность и беспредельность своего совершенствования, а следовательно, недопустимость довершения самого себя. В завершении сноски важно отметить, что «…понятие фрактала рассматривается как одно из конкретных проявлений категории тождества. Но эта категория не может быть оторвана, изолирована от понятия различие. Введение понятия фрактала должно бы привести к своему двойнику, антиподной категории и различенности. Благодаря которой можно было бы видеть непохожесть, неподобность, отличительность фрагментов Хаоса».(По материалам пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара "Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе". Тишин А.И., & Эгембердиев Т.М. "Фрактальность человека" Киргизский государственный Национальный университет.)

259 Фритьоф Капра «Дао Физики» (Издат. «София». 2002). Например, устроенная в 1984 году Институтом Гете выставка «Границы хаоса», представляющая собой портреты фрактальных структур, имела сенсационный успех и обошла весь мир. Впервые в истории науки результаты математических расчетов демонстрировались широкой публике как произведения искусства. Еще через два года представленные на выставке материалы были собраны в книге Петера Рихтера и Ханца-Отто Пайтгена «Красота фракталов» (А.В.Волошин., «Об эстетике фракталов и фрактальности искусства. Синергетическая парадигма, линейное мышление в науке и искусстве» М. Издат. «Прогресс-Традиция, 2002)

260 Понятие «самоорганизующаяся сеть» (scale free network) появилось всего несколько лет назад, когда выяснилось, что структура взаимодействия элементов в большом числе природных и социальных сложных системах, например, таких как метаболические сети и белковые взаимодействия в клетках, трофические связи в экосистемах, структура Internet и его виртуального двойника World Wide Web и т.д., имеет сходную, сильно негомогенную,сетевую топологию, которую и назвали «самоорганизующейся сетью». Например, в 1967 г. социолог Гарвордского университета Стэнли Милграм (Stanley Milgram) сделал смелое заявление, что каждого человека можно связать с любым другим человеком на земном шаре цепочкой из шести знакомых.Таким образом, несмотря на то, что на Земле живет более шести миллиардов людей, мир действительно тесен (“small world”). (И.Евин «Искусство и синергетика»., М., издат. «Урсс»., 2004) 

261 Теренс Маккенна «Пища Богов» (Издательство Трансперсонального Института. Москва. 1995).

262 Эд Маккракен (Ed McCracken) – экспрезидент компании «Silicon Graphics», (покинул компанию в 1998 году.) В 1982 году компания предложила рынку первый в мире силиконовый чип, снабженный графическим кодом. Этот чип обеспечивал скорость необходимую для получения трехмерного компьютерного изображения.

263 Мохандас Карамчанд Ганди. (Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников.)

264 «Бхагават-Гита» (Бхактиведанта Бук Траст. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели. 1986).

265 «И-цзин». Китайская классическая книга перемен. (Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников.)

266 Фритьоф Капра «Дао Физики» (Издат. «София». 2002).

267 Упанишады (Цит. из книги: О. Диксон, П. Гросс «Тайны древних наук» (М. «Рипол Классик». 2001). «Вселенная как образ Бога, или макрокосм, состоит из трех вытекающих друг из друга миров: духовного (зритель), астрального (актер), и материального (роль). В духовной сфере создается принцип зачатия чего бы то ни было; в астральной – происходит оплодотворение принципа, который, проникая в материальный мир, становится непосредственно созиданием.

268 Имеется в виду «бутстрепная» теория Джефри Чу, основанная на отсутствии каких-либо фундаментальных единиц, или точек отсчета. В рамках этого подхода каждая частица соотнесена с каждой другой частицей, включая саму себя, что делает математические формулы в высшей степени нелинейными.

269 Термин Вильгельма Райха. (Вильгельм Райх «Функция оргазма». Издат. «Университетская книга». АСТ. Спб.-М. 1997.)

 
Вы здесь  : Главная 18. Динамическая природа фрактальной мандалы